Интернет СМИ. А судьи кто? Интервью с главной девушкой-судьей российского ММА

23 апреля 2015

None

Интернет СМИ. А судьи кто? Интервью с главной девушкой-судьей российского ММА_1

Все же, внешность порой бывает очень обманчива. Убеждаюсь в этом еще раз, разглядывая свою сегодняшнюю собеседницу – хрупкую красивую девушку в судейской форме. Это Мария Махмутова – судья по смешанным единоборствам международной категории, помощник председателя Всероссийской коллегии судей, руководитель отдела лицензирования судей Союза ММА России, а также самая известная девушка-судья в российском ММА. Сегодня Мария расскажет нам о том, как попала в бои, о судейской работе, Союзе ММА и о нелегкой (или легкой) женской доле в суровом мужском спорте.

- Маша, привет. Самый главный вопрос: как ты стала судьей в ММА?

- Это самый частый вопрос, который я слышу последние два года (смеется). На самом деле, я и в судейство, и в ММА в целом попала случайно. Я жила во Владивостоке, работала детским тренером по айкидо в фитнес-центре (у меня первый дан). Поскольку самой мне заниматься айкидо стало скучновато, я иногда ходила на тренировки по ММА и по боксу. Занималась исключительно для себя, любительски, так как не считала этот спорт подходящим для девушки. И вот в феврале 2013 года, когда ММА начинало очень активно развиваться, и по стране проходили массовые судейские семинары, меня отправили на такой семинар во Владивостоке, как самую ответственную. Пошла больше из любопытства. Смотрели на меня, мягко говоря, странновато, так как я была там единственной девушкой. На первом же семинаре произошла забавная путаница: я пришла туда с коллегой, и при представлении организаторы перепутали наши должности. Его по ошибке представили секретарем, а меня тренером по ММА (а надо было наоборот). На эту тему коллеги-мужчины еще долго шутили: «Мария, Вы как тренер по ММА, что можете сказать….». Семинар я прошла, будучи в полной уверенности, что это просто формальность и ничего за этим не последует. Однако, спустя месяц, когда во Владивостоке проходил чемпионат Приморского края по ММА, меня вызвали на судейский семинар. Я наивно полагала, что меня попросят подписывать грамоты, а мне сказали, что я буду боковым арбитром. Собственно, так все и началось.

- Расскажи про свой первый опыт, страшно было?

- Первый опыт вспоминаю с ужасом. Перед турниром лихорадочно читала правила, пересматривала видео поединков с различных турниров. До сих пор помню первый бой, который судила, бой нынешнего чемпиона мира по ММА Шамиля Абдулаева. Это сейчас я знаю всех спортсменов поименно, а со многими и дружу, а тогда для меня это были совершенно незнакомые имена. Бой длился секунд 10, которые показались мне вечностью. Спасла меня на том турнире моя гиперответственность. Я понимала, что внимание к моей работе будет особенно пристальное и очень не хотелось ударить лицом в грязь, поэтому я замучила своих коллег-судей, заставляя их в перерывах объяснять мне каждое действие спортсмена, рефери и, собственно, их самих.

- Чем тебе так понравилось судейство, что ты решила заниматься этим дальше?

- Мне нравится весь процесс. Сколько я себя помню, я всегда была на перепутье, думала - чем бы мне заниматься. По одну сторону всегда была спортивная деятельность, но я не до конца понимала, как мне себя в ней применить. А с другой стороны – гуманитарная направленность давала о себе знать. Эта работа, как ни странно, объединила все – это и спорт, и методические вопросы, а также знания и опыт, которые я могу передавать другим людям.

- За два года не надоело судить?

- Последнее время я ловлю себя на мысли, что мне не хочется судить в таком количестве, как я делаю это сейчас. Многое зависит от уровня турнира, мне уже не везде интересно работать, а нужно расти и развиваться. Ведь от каждого турнира я стараюсь получить максимум того, что впоследствии смогу вложить в теоретическую базу. Поэтому иногда я, пользуясь возможностью, назначаю на турниры других судей. Вообще, конечно, часто хочется просто прийти на турнир в качестве зрителя.

- Расскажи, как ты в итоге оказалась в Союзе ММА?

- Я надеюсь, что меня оценили. В прошлом году в Союзе ММА освободилось место помощника председателя Всероссийской коллегии судей и была выбрана моя кандидатура. Я к тому моменту зарекомендовала себя, как ответственного человека, успела поработать на Чемпионате России и Мира, где была возможность себя проявить. Ну и, конечно, никуда без удачи - я оказалась в нужное время в нужном месте.

- Какой у тебя функционал в Союзе ММА?

Функционал очень обширный. Из методической части это работа с нормативной судейской базой: положения, регламенты, правила. Сейчас правила любительского ММА мы стараемся максимально приблизить к профессиональным поединкам. Это довольно сложный и длительный процесс – все должно быть прозрачно с юридической точки зрения. Также, сейчас мы приняли детский спорт, для этого проделана огромная работа, в том числе опять же правила. Постоянно ведется совместная работа с Министерством спорта РФ, так необходимая для развития нашего спорта. Я занимаюсь присвоением званий мастеров спорта, благо, этот процесс уже пошел и у нас уже есть первые МС. Ну и, разумеется, это судейские семинары, назначения, переаттестация судей. Мы постоянно совершенствуем программу судейских семинаров, разрабатываем тесты и практические задания. Уровень спортсменов растет каждый день, соответственно, и уровень судей должен расти.

- Правильно ли назвать тебя главной девушкой в российском судействе ММА?

- Я такое определение не очень люблю и сама себя таковой не считаю. Но, по сути – я заместитель Радмира Габдуллина, председателя ВКС, который, в свою очередь, главенствует над всеми судьями. Моя «главность», скорее, складывается из нескольких составляющих: помимо того, что я сужу возле ринга, я выполняю важные административные функции в ВКС, а также имею право голоса при оценке работы других судей.

- Кто и как может попасть в судейство?

- Судьей может стать человек, который имеет непосредственное отношение к ММА. Мы рассылаем по Федерациям информацию о семинарах, федерация решает, кого направить на обучение и присылает нам заявку на этих людей. Конечно, человек «с улицы» в судейство не попадет.

- Какие качества, по-твоему, самые важные для судьи?

- В первую очередь - умение работать в коллективе. Очень важно умение отключать эмоции, сохранять непредвзятость - не у всех это хорошо получается. Здесь рефери тяжелее всех - идет давление со стороны зрителей и секундантов. Для рефери также важно обладать харизмой. Я считаю, что не каждый может работать в ринге. Ну, и, разумеется – профессионализм и желание делать свое дело на 100 процентов.

 

-Какие самые распространенные ошибки судейской бригады и рефери

- Основные ошибки судейской бригады выделить сложно. Ошибкой обычно считается раздельное решение судей. Точнее, это зачастую является поводом подать протест, возмутиться работой судей и т.д. Но могу сказать, что так или иначе, судьи за рингом не всегда могут согласиться друг с другом, так как с разных ракурсов смотрят бой. Но сейчас раздельных решений становится все меньше. Что касается ошибок рефери – чаще всего это преждевременная остановка боя, или же напротив – несвоевременная. Ошибка рефери может привести к серьезным последствиям для спортсмена, поэтому он должен быть очень профессиональным.

- Как наказывают судей за ошибки?

От штрафов до дисквалификации и лишения лицензии

- Какую самую серьезную ошибку допустила при судействе ты?

- Судейской ошибки, именно по отношению к спортсменам - не припоминаю. Были ошибочные или преждевременные решения по отношению к судьям во время разбирательства определенных ситуаций, но, как правило, мы всегда в итоге приходим к справедливому решению.

-У многих людей из сферы ММА есть вопрос, является ли все же Союз ММА надзорным органом за профессиональными промоушенами?

-Так должно быть.

-То есть у Союза ММА есть законное право настаивать, например, чтобы только судьи Союза работали на турнирах?

-Да, мы имеем на это право.

-Изначально Союз ММА был представлен организацией, призванной развивать любительский спорт. Но при этом Вы говорите о контроле над профессиональными промоушенами. Расскажите, какое все же отношение имеет или должен иметь Союз ММА к профессиональным промоушенам?

-Я постараюсь провести параллель с американской организацией UFC, на которую все равняются в России. В Америке существует атлетическая комиссия, которая является надзорным органом для всех видов единоборств без оружия. Она контролирует любительские соревнования, профессиональные турниры, работу врачей, судей и спортсменов. И даже такой человек как Дана Уайт, в преддверии турнира приходит в атлетическую комиссию и согласовывает запланированное мероприятие. И именно комиссия утверждает файт-кард турнира, судей и врачей. Проверяют, прошло ли время по доппингу у каждого спортсмена, не ошибался ли выбранный судья в предыдущий раз и стоит ли его заменить. По сути, именно этот орган решает, как пройдет турнир. И UFC обязательно проходит через этот орган. И платит за работу комиссии.

-Союз ММА стремится к тому же?

-Я объяснила, как это должно быть. Да, мы должны быть контролирующим органом. Но я не считаю, что мы должны запрещать турниры. У нас пока нет четко налаженной системы. Мы только недавно стали официальным видом спорта, до этого все аспекты ММА регулировались, как попало или не регулировались вообще. Поэтому сейчас мы это пытаемся привести в правильную структуру, а люди не хотят.

- Где прописаны правила профессионального ММА?

- У каждого промоушена, как правило, есть свои правила. По закону же у нас нет деления на любительские или профессиональные поединки, даже понятий таких нет. Почти все промоушены работают по правилам Союза ММА по части запрещенных действий, которые почти не отличаются у профи и любителей, за исключением некоторых элементов, которые будут запрещены у любителей, но разрешены у профессионалов.К сожаленью, пробелы в законодательстве и бессистемность позволяют некоторым промоушенам использовать запрещенные приемы. Например, те же удары локтями, о которых ведется множество споров.Да, многие считают, что это добавит зрелищности. Но правила, прописанные в Союзе ММА, запрещают этот прием. Мы не можем добавить в правила удары локтями, так как это просто напросто не пропустит Министерство Спорта РФ.Когда мы придем к единой системе (возможно, через пару лет), то всем организациям придется принять одни единые правила.

-У вас есть законные основания запретить турниры, которые не согласованы с Союзом ММА?

-Да, это называется несанкционированный турнир, и мы имеем право подать заявление в прокуратуру. Периодически мы так и делаем, потому что на турнирах происходит очень много неприятных, опасных для здоровья и жизни спортсмена ситуаций. Потому что люди работают, как хотят.

-Как новоиспечённые промоутеры узнают о необходимости согласования турнира с Союзом ММА?

- В принципе, сейчас нас уже все знают. Тем не менее, в регионах работают федерации. Когда где-то проходит турнир, об этом становится известно федерации, и она связывается с промоушеном, разъясняет, какими должны быть их дальнейшие действия.

-Почему тогда некоторые организации все же, не согласовывают свои мероприятия с Союзом ММА и не используют ваш судейский корпус?

-Наверное, дело принципа и нашего менталитета. Не доверяют у нас в стране проверяющим и контролирующим органам. Возможно, не считаю нас организацией, способной чему-то научить и помочь. Но как показывает опыт с судейством, например, судьи вне Союза ММА порой работают отвратительно и непрофессионально. Понятно, никто не застрахован от ошибок, но порой они слишком уж катастрофичны. Наши судьи так не работают.

-Какие рычаги использует Союз ММА, чтобы организации обращались за их судьями?

- Лично я не хочу навязывать наших судей. Нужно, чтобы наш судейский корпус работал так, чтобы промоушены сами звонили и просили нас назначить судей на их турнир. Чтобы качество говорило само за себя. Это лучше, нежели все будут говорить, что Союз ММА ведет принудительную политику. Конечно, и без давления никуда – как-никак мы контролирующий орган, но все же правильнее, если мы будем качеством нашей работы показывать, что лучше нашего судейства нет.Сейчас я могу с уверенностью сказать, что судьи Союза ММА самые квалифицированные. И большинство профессиональных промоушенов уже это понимают и работают с нами.

- Как ты считаешь, помогает ли деятельность Союза ММА спортсменам-любителям переходить в профессиональные бои?

- Безусловно, очень помогает. Помимо того, что спортсмен нарабатывает опыт, рекорд, он также становится известен матчмейкерам и организаторам профессиональных турниров. Вообще, могу сказать, что сейчас понятие любитель и профессионал смешиваются. Я говорю об уровне спортсмена – нынешний чемпион России или чемпион Мира по уровню не уступает спортсмену, выступающему на профессиональной арене.

-Как ты считаешь, существуют ли у нас в стране купленные бои?

Я не могу заявлять это с уверенностью, но полагаю, что есть - на профессиональных турнирах. На любительских нет покупных боев, однако на мелких отборочных турнирах бывали случаи субъективной оценки. Человеческий фактор никуда не деть. Мы это замечали и наказывали судей.

-А тебе когда-нибудь предлагали взятку?

- Нет, никогда.

- Было ли какое-то давление от команды спортсмена, или, возможно, угрозы?

- Нет, такого тоже не было. Обиды все равно есть у некоторых. Подаются протесты и мне часто приходиться их отклонять, отказывать людям. Моя задача правильно аргументировать и донести причину решения. Как правило, все мирно решаем, без угроз.

<-Расскажи, как тебе работается в мужском коллективе? Чувствуешь дискомфорт или же наоборот?

- Сначала я не особо обращала внимание на то, что я единственная девушка. Я была слишком сосредоточена на работе. Но до этого я работала в женских коллективах, поэтому оказаться в исключительно мужском было немного непривычно. Но это и мотивировало: мне хотелось узнать, смогу ли я работать в таком коллективе. На турнирах я никогда не ощущала неприязни или пренебрежения, желания показать мою несостоятельность, напротив, мои коллеги-мужчины меня всегда поддерживали.

- Сказывается ли на женских качествах работа в таком жестоком спорте и в суровой мужской команде?

- Да, но в хорошем смысле. В таком коллективе, наоборот, хочется усилить свою женственность. Я даже могу сказать, что именно эта работа дала мне понять, что такое женственность. Моя позиция и руководящая работа заставляют всегда быть в форме, но при этом сугубо мужской коллектив помогает научиться удерживать и проявлять свои женские качества независимо от ситуации.

- А в чем-то ты чувствуешь профессиональную деформацию?

-Если говорить о характере и качествах личности, то, безусловно, эта работа сильно меня изменила. Я всегда была человеком, который все пропускает через себя, но сейчас я стала фильтровать информацию. Я стала менее эмоционально и более сухо относиться к некоторым вещам, стала более терпимой. Не могу сказать, что это плохо, скорее наоборот. Если всегда за все переживать, то тебя просто не останется.

-Как ты считаешь, почему вообще стольких девушек привлекают бои?

- Я тебе больше скажу, я вообще не верю, что есть девушки, которым не нравится смотреть бои! Однозначно, женщины редко смотрят бои с точки зрения профессионализма и оценки техники спортсменов. Зато они видят зрелищность происходящего. Тем более, считается, что на ринг выходят настоящие, бесстрашные мужчины, и, видимо, у женщин срабатывает инстинкт. Мы же хотим видеть сильных мужчин. На самом деле, мы конечно не знаем, какие они в жизни, но видя жесткий поединок в ринге, нам кажется, что это самые что ни на есть мужественные, уверенные в себе парни. Не это ли мечта каждой девушки, при нынешнем дефиците «крепкого, надежного плеча»?

- Многих девушек привлекает работа в сфере ММА, так как кажется, что в окружении такого количества мужчин шансы построить личную жизнь возрастают в разы. Что скажешь на это? Могут ли молодые девушки делать ставки на мужчин из мира ММА?

-Гарантировать ничего не могу, все индивидуально (смеется). Я, например, до сих пор свободна.

 

 

Источник: http://allfight.ru/

Афиша
25 марта 2024