«Хватает родителей, которые учат тренера». Георгий Емельянов о работе с юношами

4 апреля 2024 Команда

Старший тренер сборной Омской области и старший тренер сборной команды России Георгий Емельянов в интервью Союзу ММА России рассказал о работе с молодыми спортсменами, взаимодействии с родителями и международных турнирах.

Георгий Емельянов, Омск

«Некоторые родители считают, что ребёнок должен из зала выползать»


– Какими качествами должен обладать тренер, работающий преимущественно с подростками? Чем отличается работа с ними от взрослых?


– Взрослый спортсмен понимает, для чего он сюда пришел, какая у него цель. Он понимает, что если что-то не получается на сорвенованиях, значит, недоработал в зале. У подростков больше отвлекающих факторов. В возрасте 15-17 лет ребята начинают теряться: прогулки с друзьями, девочки. В этот момент тренер должен где-то обяснить, где-то поддержать, закрыть пробелы. Взрослому легче обяснить, что ты проиграл, из-за того, что плохо тренировался.


– Какие сложности бывают с родителями при отправке команды на международный турнир?


– Бывает, что родители не хотят отпускать ребёнка, порой даже без объяснений причины. И это не связано с финансами. Есть те, кто хотят быть в курсе всего, многие пытаются залезть в тренировочный процесс. 

– Учить тренера?


– Хватает таких. У некоторых родителей гиперопека не только домашняя, но и в тренировочном понимании. Им вечно кажется, что мало нагрузки, что ребёнок должен из зала выползать. Всю энергию оставлять на тренировках.


«Нельзя оставаться на одном месте»


– Сколько лет вы занимаетесь тренерской деятельностью? Как изменилась методология в MMA, с момента первой тренировки, какие изменения в подготовке?


– 11 год тренирую. С 2013 начал этим заниматься, и, несомненно, методология изменилась. Был ударником. Потом подключил бразильское джи-джитсу. Изначально турниры ММА проводились в ринге, затем в октагоне - "клетке".  Тренировки поменялись. Раньше они были направлены на улучшение ударной техники. Сейчас больше борьбы. Я постоянно учусь. В том числе у Геннадия Павловича Капшая. Надеюсь, доехать и до Шамиля Алибатырова. С каждым годом всё больше появляется новых интересных техник и тактических приемов. Нельзя оставаться на одном месте.


– Насколько тяжело юниорам даётся переход во взрослый спорт? 


– Очень много примеров, когда по детям выигрывал всё, а во взрослый спорт перейти не может. Психологически тяжело, когда был самым крутым, а тут приходят уже мужчины, другие удары, другая борьба. На этом фоне многие ломаются. Во время перехода ребята так же поступают в институты, появляются переживания насчет учебы. Начинает страдать тренировочный процесс. Многие ребята ломаются в этот момент.


– Насколько сейчас актуальна проблема тренеров, работающих без аттестации Союза MMA России?


– У нас уже второй год идёт повальная аттестация тренеров. Проблема такая, конечно, есть, но она решаема. Главное, чтобы все федерации на местах грамотно работали. Некоторые даже называются тремя буквами «ММА», не планируя там выступать. И ничего там от ММА нет. Нужно время, чтобы решить эту проблему.


«Планируем проведение первенства мира»


– Сейчас много дети записывается в секции MMA?


– Да, детей много, и это радует. Есть, конечно, и такие родители, которые думают, что ребёнок шесть-семь лет должен сразу в клетку, сразу драться. Мы им объясняем, что у нас немного не так. По правилам Союза с 16-17 лет можно бить в голову. Надеюсь, что вернутся правила, когда можно будет с 14 лет. До этого борьба, чтобы было гармоничное развитие. Детей ведут, хорошая тенденция. Был провал с ребятами 2000 года, когда они в более взрослую группу приходят. Вижу, что они слабые. Ими не занимались. 


– С чем это связано?


– Наверное, времена тяжелые были, из-за этого родителям было не до них. Не знаю. Я сам 1982 года рождения, с нами родители не занимались. Мы всё это на улице прошли. Ребята 2000-х, которые сейчас приходят, конечно, слабенькие.


– Какие планы и задачи сейчас стоят у юношеской сборной?


– Для начала, мы её сформировать должны. Планируется в этом году проведение первенства мира. Новую федерацию открыли – всемирную. На данный момент идет большая работа по привлечению в неё команд других стран. Думаю, что у нас дети выступят на международном турнире до конца года.


«Бои 18-20 лет, иногда интересней взрослых»


– В чем сейчас заключается ваша функция в штабе Геннадия Капшая?


– Во-первых, помогаю с аттестацией тренеров. Урал, Сибирь, Дальний Восток, меня закрепили за этими регионами. Когда возникает надобность, я еду, провожу тренерские семинары. Во-вторых, у нас начинается большая методическая работа. Мы подписали договор с Сибирским университетом физической культуры по созданию методической литературы. Геннадий Павлович будет возглавлять методический отдел, а меня берёт помощником.


– Есть ли сейчас либо в юношеской команде, либо среди подопечных, такие таланты, которые выделяются на фоне остальных и с ними, может, вы какие-то особые надежды связываете?


– Ребят таких много. Работа тренера такая, что ты можешь надеяться, а у него свои планы. Первенство России подарит очень много достойных ребят, это каждый год происходит. Ребята хороши, но у них могут быть свои планы. Бои Первенства России 18-20 лет, иногда интересней взрослых поединков. У ребят как раз такой возраст когда проявляются новые таланты. По детям сложно понять, можно не пройти переход во взрослый спорт. А молодежь если себя проявляет, занимает высокие места, значит будущие звёзды.