Геннадий Капшай: "Тренер не обязательно должен быть чемпионом UFC, потому что тренер — это немножко другое направление."

24 сентября 2024 Команда, Тренерам, Спортсменам

Вице-президент Союза ММА России по учебно-методической деятельности, главный тренер сборных команд, Капшай Геннадий Павлович рассказал о необходимости образования для тренеров, о развитии научного направления деятельности и новых спортивных наработках в ММА.  

Геннадий Павлович Капшай - главный тренер сборной России по ММА

Геннадий Павлович, расскажите, пожалуйста, чем вы сейчас занимаетесь, какое направление усиливаете в Союзе?

Мы работаем в том же режиме, проводим сборы, участвуем в соревнованиях, обучаем тренеров. Что касается научной деятельности, то наши тренеры уже давно в системе ММА, поэтому много у кого есть свои наработки, разработки, которые приносят результат на всероссийских соревнованиях, и соответственно на международном уровне, поэтому очень бы хотелось все знания наших тренеров обобщить и создать научную литературу именно по нашему виду спорта, по ММА, по любительскому ММА.

В эту литературу войдет информация как готовить ребенка на начальном этапе: первый год, второй год обучения, ну и так далее. Для этого нужны учебники и рекомендации, наставления для того, чтобы в спортивных школах была литература, чтобы тренеры могли взять и почитать, потом добавить свои методики в тренировки. Далее нам нужна литература для открытия направления ММА в спортивных ВУЗах, а для этого тоже нужны стандарты, учебники, чтобы готовить профильных тренеров по нашему виду спорта.

Все наши знания и наработки необходимо перевести на язык литературы, язык науки и, опять же, оставить после себя след не только в достижениях, но и в научных трудах. Может, кто-то по этому вопросу защитит кандидатскую, докторскую в дальнейшем, потому что вид спорта молодой, новый.

Ни в одном виде спорта нет сетки, у нас есть, значит, необходимы дополнительные разработки: борьба у сетки, ударные действия. А возле сетки, как правило, проводится процентов сорок основной работы. Соответственно, технических моментов много, нюансов много. Появляются новые способы перевода человека от сетки, помимо модернизированных классических, из борьбы, самбо, дзюдо. Сама сетка уже изменяет прием и техническое действие, видоизменяет наш вид спорта.

Я привел лишь некоторые примеры, а так это очень большой пласт работы. Когда заканчивал бакалавриат в Урал ГУВКе в дипломной работе коснулся вопроса, как ударные борцовские виды спорта, которые имеют свои традиции, видоизменяются в нашем виде спорта.

Борцовские виды спорта смежные, близкие. Основной пробел у нас — это сетка. То есть, если мы берем работу, условно  на площадке, там всё понятно и уже отработано, а в сетке это совершенно новая для многих вещь. Вот, например, как в биатлоне нужно и на лыжах хорошо гонять, и стрелять метко. И то, и то нужно, так и у нас. Работа на площадке, работа у клетки. Я провожу семинары в разных городах и вижу, что в этом отношении нужно работать и работать, систематизировать и, опять же, создавать.

Но не во всех залах есть клетки, как показать спортсменам новые наработки?

Сейчас, когда я выезжаю на семинары прошу,  чтобы обязательно была стена. Либо это сетка, либо это будет стена, обшитая матами. 

Отрабатываем как подвести соперника к сетке, в какой момент атаку провести руками, ногами и перейти в борцовскую работу, прижать, как растянуть на сетке противника, после какого момента осуществлять перевод.

А как спортсмену, внушить то, что он не должен хвататься за сетку, чтобы не было запрещенного действия. Это тоже как-то отрабатывается?

Да вы знаете, редко хватаются за сетку в ситуации, когда не проигрывают. Тут то же самое, что хвататься за канаты, где запрещено. Спорт — это приобретение навыков специальных. То есть, нигде не учатся, например, в боксе хватать за канаты, правильно? Но когда человек будет падать, тогда он может автоматически схватиться, чтобы не потерять равновесие. А как правило, возле сетки все борются, все умеют падать, ну, потому что с детства падают. Через борьбу прошли, самостраховку умеют делать, и уже в рефлексах это заложено в человеке. Как правило, если это бои в ринге, то хватаются за канаты, чтобы их не бросили.

Специально этому не учат и отучать нечего, просто человека наказывают за это действие, и он больше этого не делает. 

А как изменится ваша работа в связи с новым направлением? Вы, получается, в два раза больше работать будете: продолжать заниматься тренерской работой и научной? 

Сейчас у нас хороший тренерский штаб, соответственно, и специалисты опытные. Наша машина уже разогналась в этом отношении. Каждый занимается своим делом. Старшие тренеры, специалисты по работе и составлению документов, начальники команд по возрастам уже проверены годами совместной работы. 

Я 11 лет в сборной. Вначале была взрослая, потом добавилась молодежная и юношеская. У нас хорошая команда и выстроенная система.  Поэтому параллельно можно заниматься научной деятельностью, мне самому это интересно. Внимательнее рассмотреть эти вопросы, не только через механику и физику, но и с точки зрения науки. 

Поэтому сейчас подбираю коллектив, который бы со мной этим вопросом занимался. Будет создана команда, которая будет взаимодействовать с институтами физической культуры, с педагогическими институтами. 

Мы уже подписали договор с сибирским университетом физической культуры, сотрудничаем в этом направлении. С Калужским педагогическим университетом на кафедре физвоспитания тоже подписали соглашение о сотрудничестве. 

У нас много тренеров, которые занимаются научной работой:  в Питере Артур Корчемный работает. Он классный специалист по работе с детьми и по общей физической подготовке, выставлению борьбы и ударной техники.

У него здорово получается, и есть свои наработки. Поэтому я считаю, что по регионам, по округам должен быть не один единый центр, а несколько центров, чтобы наши ребята делились знаниями, перекладывали эти знания в научное направление.  

Надеюсь, что в ближайшем времени появятся учебники по какому-либо направлению Артура Корчемного, Гоши Емельянова, к примеру, других тренеров. Потому что это всё интересно и, самое главное, очень всё нужно.

Геннадий Павлович, а вы уже определились с темой своей магистерской работы?

У меня магистерская работа в сфере юриспруденции в спорте. То есть сейчас очень много изменений происходит в правовом поле в связи с СВО, в связи с действиями Олимпийского комитета и так далее. Следовательно, изменяются правовые моменты, требования, образование, определение, кто такой тренер, какие у него обязанности.

Важно рассказывать и объяснять, чтобы понимали, что тренер - это профессия, юридический статус, не просто вот «я выступал, занимался, сейчас могу тренировать». В этом случае вы просто будете человеком, который занимается тренерской деятельностью. А с юридической точки зрения - это незаконно.

Если нет образования, вы не имеете на это право. Вот как врач. Если у врача диплом, значит, имеет право лечить. Если нет диплома, ну это как бы там знахарь, даже если он очень много знает, но у него нет статуса юридического.  

В тренерской работе также нужно обязательно образование, потому что у нас дети — это их здоровье. У нас взрослые спортсмены — это тоже их здоровье. От нас многое зависит. Потому что мы результаты делаем на их здоровье. И если мы что-то сделаем не так, то мы их не покалечим, но можем подорвать здоровье. А наша задача - сохранить здоровье учеников, в каком бы возрасте они ни были.

 

Что бы вы посоветовали родителям, которые приводят ребёнка в секцию, на что обратить внимание?

Во-первых, приводить в спорт нужно для того, чтобы ребёнок развивался. Именно для развития, а не заряжать программу в своей голове, что ребенок будет чемпионом UFC. Будет, не будет, вопрос другой. 

В спорте нужно постепенно идти. Вот прошли первый этап, это этап развития ребенка. Далее надо смотреть на его мотивацию, как он будет заниматься, для чего это ему. Если ему это интересно, тогда уже надо работать на результат: победитель первенства, региона, округа, страны. И то не факт, что нужно заряжать на чемпиона UFC, потому что это уже профессиональная составляющая. Главный вопрос: готов ли ребенок к этому.  И по здоровью, и по интересу к нашему виду спорта. Всё от тренера зависит, от родителей и от желания. Если ребёнка в этом вопросе прессовать, то он по-разному может воспринять тренировки, а потом бросить, и не заставишь его уже заниматься.

Как выбрать тренера? Сейчас очень много людей, которые приходят и рассказывают, что они чуть ли не чемпионы UFC, но вот не сложилось, поэтому могут хорошо тренировать. 

Тренер не обязательно должен быть чемпионом UFC, потому что тренер — это немножко другое направление. Даже в юридическом аспекте определение «тренер» — это «тренер», а «спортсмен» — это «спортсмен». Это две абсолютно разные профессии. Есть выражение, что если ты не был очень хорошим спортсменом, то будешь тренером. 

По остаточному принципу, ни в коем случае нет, потому что тренер должен разбираться и в медицине, и в физиологии, и в психологии.  Знать федеральные стандарты, законы знать, что ему можно, что нельзя, на что он имеет право, на что не имеет, чтобы свои полномочия не превышал и вместе с тем, чтобы родители свои полномочия не превышали и не навязывали как, по их мнению, правильно тренировать.