В интервью с известным бойцом, тренером и менеджером Магомедом Магомедовым мы обсудили текущие события в Союзе ММА России, работу с молодыми спортсменами и влияние на них культуры поп-ММА. Старший тренер сборной Москвы Союза ММА России Магомед Магомедов рассказал: про ближайшие спортивные старты; про Магомеда Юнусилау, который был близок к попаданию в UFC; про то, как отучить детей равняться на бойцов из поп-ММА; о местах, где начинающие бойцы могут себя проявить; о первой встрече с Федором Емельяненко.
«Чемпионом Москвы стать тяжело»
– Какие планы у сборной Москвы по ММА?
– Как обычно, с началом года стартуют соревнования по юношам и молодым спортсменам. Чемпионат России среди взрослых ориентировочно пройдет в конце мая. У нас новая молодежь, готовимся.
– В начале марта пройдет Первенство Москвы среди юношей (12-13 лет, 14-15 лет, 16-17 лет) и юниоров (18-20 лет). Выступают ли там ваши воспитанники?
– Да, будут новенькие ребята, которым нужна обкатка. У меня четыре группы, и примерно по 40 человек в каждой. Я перевожу спортсменов из одной группы в другую, чтобы ребята не терялись. Среди талантливых ребят может оказаться парень, который им постоянно проигрывает. Я его перевожу к ребятам своего уровня, чтобы он начал побеждать. На детском уровне важен опыт побед для психологии. Поэтому занимаюсь ротацией ребят в группах.
фото: чемпионат Москвы по ММА 2022
– Чемпионат Москвы по ММА – самый сильный региональный турнир?
– Один из. Талантливые и сильные ребята есть в каждом регионе. Нельзя сказать: «Выиграл Москву, выиграешь и Россию». Каждый год выступают разные спортсмены и результаты по регионам разнятся. Чемпионом Москвы стать тяжело.
«UFC был готов подписать Юнусилау»
– Были случаи, когда приходит человек и скоро видно в нем будущую суперзвезды?
– Конечно. Например, Магомед Юнусилау. Я тренировался вместе с ним в начале карьеры. Он воспитанник покойных Абдулманапа Нурмагомедова и Олега Магомедова. Юнусилау талантлив. Когда он пришел в зал и мы вместе тренировались, он начал такие приемы делать, что я подумал: «Опа, что это такое? Новые болевые». Терпел как мог. У него была хорошая вольная борьба и на серьезном уровне грэпплинг. Если под него попадешь, не каждый тяж встанет. Он с ними стабильно тренируется. Вот он из того числа, с которыми чуть поработал и понял – у него большое будущее.
– У Юнусилау скоро бой. В каком состоянии он находится?
– В хорошем. Пашет. Изначально нашим соперником был Альберт Гуков, недавно дебютировавший в ACA с победы над Абубакаром Местоевым. Крепкий парень. Такие соперники нам нужны. Мы должны были драться за пояс в Open FC. Затем у нас поменялся соперник. Дали ученика Марата Балаева – Асо Хишолова. Мы согласились, потому что нам надо выступать. Нужен пояс и статус чемпиона. У Магомеда был большой простой, надо наверстать. Надеюсь, что он попадет в UFC. В 66 кг и 70 кг он без проблем победит любого соперника.
фото: Магомед Магомедов и Магомед Юнусилау
– Не было ли периода, когда вы думали: «Мы потеряли хорошего бойца»?
– Было, конечно. Я ему сделал бой 14 декабря 2019 года на турнире Krepost FC. Он был на пике. Я уже общался с людьми из UFC. Они сказали, что готовы его подписать после следующей победы. Я заполнил анкету и отправил им на почту. Потом случилась эта история (трое полицейских до смерти избили отца спортсмена Сулли Юнусилау). Любому человеку тяжело, когда он теряет отца. Магомед полностью загрузился в судебные дела (все виновники были лишены свободы). Я не могу заставлять человека выступать на фоне семейных проблем. Семья на первом месте. Я долго уговаривал Магомеда вернуться после того, как закончились разбирательства. Надо выступать и пробовать. Он вернулся. Зная талант Магомеда, я хочу, чтобы он пошел далеко. Юнусилау может зайти в UFC и «хрустнуть» любого.
«За разговоры про поп-ММА выгоняю из зала»
– Рядовому зрителю Юнусилау почти неизвестен. Зато сейчас очень популярны ребята, которые устраивают драки на пресс-конференциях, бьют со спины и ругаются хлеще матросов. И дети в вашей группе наверняка их смотрят…
– Сразу в угол, 30 отжиманий или 30 приседаний. И неделю без зала, если еще раз кто-то про поп-ММА скажет. Проверяю телефоны. Это все согласовано с родителями. Порой заставляю ребят отжиматься 20 раз. Кто-то выполняет упражнение, а кто-то начинает халтурить после десяти. Я говорю: «Кто не отжался 20 раз – тот (Асхаб) Тамаев». Или другой блогер, что звучит позорно. И начинается: «Он не отжался, он – Тамаев». Я не осуждаю всех блогеров. Многие из них достойным трудом зарабатывают себе на жизнь. Есть отдельная часть, которая пятую точку продает ради просмотров, делая что-то плохое: издеваются над людьми, родителями, бьют старика на камеру и убегают. Я объясняю, что ориентироваться на них – позор. Тренирую у детей не только мышцы, но и мозги. У спортсмена обязательно должны быть знания, он должен учиться, защищать себя и Родину. Необразованный и накачанный спортсмен – это опасность для общества.
Я своим ребятам иногда даю задания, чтобы они родителям помогли. Прошу потом скидывать фотки, кто и что сделал. Один сделал уборку, другой помыл посуду и так далее. Молодцы, мужчина должен помогать. Могу проверить дневник. Не учишься – не заходишь в зал. В первую очередь знания, во вторую – зал. Мат не разрешаю, также неделю без зала.
Кто-то обсуждает поп-ММА, я останавливаю тренировку, вывожу перед всеми и заставляю отжиматься: «Понял, почему я это сделал?» «Да, понял, простите, тренер». Потихоньку доношу и это доходит.
– В качестве одного из оправданий, считается, что не все могут сразу начать выступать в сильной лиге, поэтому поп-ММА дает хороший шанс неизвестным или малоопытным спортсменам.
– Если у меня тренируются в зале 50 детей, это не означает, что 45 из них станут спортсменами. Самый максимум – 15 человек могут дойти до определенного уровня. В студенческом возрасте видно, что они ходят на тренировки для себя. Но до 20 лет я могу дать человек правильное направление, чтобы он сформировался как личность. Затянуть в плохую сторону его будет тяжело. На заграничные соревнования человек пять поедут.
Боевое самбо или Союз ММА – идеальные площадки для начинающих. Невозможно тебя не заметить, если ты станешь чемпионом России. Любой такой боец может дать фору топовому профессионалу. В любительском спорте учишься думать. Не знаешь базу соперника, не можешь посмотреть его бои. Надо быстро адаптироваться к нему. И так пять боев за один день.
Чемпиона России по Союзу ММА можно брать в любую лигу. Набираешься опыта в турнирах по самбо, рукопашному бою, грэпплингу и по любому тебя будут знать. Есть Young Eagles – площадка ACA для начинающих ребят. Возможностей много. Конечно, проще пойти в поп-ММА, задеть маму, папу, плюнуть в соперника, и через два дня тебя будут узнавать. Но с такими «достижениями» к тебе нигде не будут нормально относиться. Поп-ММА продвигает грязь.
фото: Магомед Магомедов и Агоп Топчан на чемпионате России по ММА 2022
«Лучше бы Федор был везде»
– Как на деятельность Союза ММА России повлиял уход Федора Емельяненко?
– Федор – такая фигура, уход которой всегда ощутим. Лучше бы он был везде. От него всегда исходит помощь и поддержка. Одно его появление на турнире – мотивация для ребят. У меня был бой тяжеловесов, которые зарубились, мой боец вернулся в угол и говорит: «А Федор смотрел? Он видел, как я его бросил?!» Появление Хабиба Нурмагомедова и Ислама Махачева также мотивирует людей.
Точно не скажу, что все упало после ухода Емельяненко. С новым президентом Союза ММА России Виктором Фёдоровичем Дроздовым мы еще не познакомились, только виделись на турнирах. Потихоньку будут изменения к лучшему. Конечно, хотелось бы, чтобы и Федор поддерживал нас, как и раньше. Это большая фигура.
фото: Магомед Магомедов и Фёдор Владимирович Емельяненко
– Есть ли у вас интересная история из опыта личного общения с Емельяненко?
– Мы часто встречались. Познакомились на чемпионате России по боевому самбо. Даже фотография сохранилась. Мы были молодыми. Кто-то говорил: «Он не будет ни с кем фоткаться. Не буду к нему подходить». Боялись отказа. Я нагло подошел и попросил. Он сказал: «Без проблем». И все: «О, он с Магой сфоткался». Это первое знакомство. Я еще переодеться не успел. Был в свитере и джинсах, а выходить надо было в кимоно. Федор мимо никогда не проходил.